Методические разработки уроков
Положение металлов в ПСЭ Д.И. Менделеева и их общие физические свойства
Методическая разработка урока для 8 класса
Тема урока: Положение металлов в ПСЭ Д.И. Менделеева и их общие физические свойства
Цели:1) Образовательная: изучение физических свойств металлов.
2) Воспитательная: формирование знаний о значении металлов и их роли в природе и жизни человека.
3) Развивающая: развитие представления о металлах на основе строения атомов металлов и металлической химической связи.
Задачи:- обучающие: изучить особенности строения атомов металлов, положение их в Периодической таблице, познакомить с общими физическими свойствами металлов, на примере олова дать представление об аллотропии на примере аллотропных модификаций этого элемента, показать условную диагональ деления элементов на металлы и неметаллы; Отрабатывать умения и навыки работы с ПСЭ, определения типов химических связей;
- развивающие: развивать представление об использовании в жизни металлов и их биологической роли;
-воспитательные: расширить кругозор учащихся о металлах; продолжить формирование культуры умственного труда; формировать коммуникационные навыки: прислушиваться к чужому мнению, доказывать свою точку зрения, находить компромиссы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и методические приемы: Словесные методы (диалог, беседа, устное рецензирование оценки, ответа), наглядно-демонстрационный метод (упражнения, использование схем, лабораторный опыт, презентация), объяснительно-иллюстративный.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор и презентация Microsoft PowerPoint, стакан, горячая вода, ложка
1 этап: Организационный момент
Приветствие учителя: На предыдущих занятиях вы узнали о строении атома, молекул. А с сегодняшнего занятия мы начинаем изучать вещества. Наш урок сегодня будет посвящен металлам и их физическим свойствам (Слайд 1)
Домашнее задание: § 14, упражнение 1 (стр. 85) (Слайд 1)
2 Этап: Актуализация знаний
Фронтальный опрос
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Из чего состоят все тела? | Из веществ(Слайд 2) |
Из чего состоят вещества? | Из молекул(Слайд 2) |
Из чего состоят молекулы? | Из атомов(Слайд 2) |
Заполните схему на слайде (Слайд 3) | Добавляют: Простые и Сложные |
На какие 2 группы вы можете разбить все простые вещества? (если затрудняются – рекомендуется посмотреть в ПСЭ) (Слайд 3) | На металлы и неметаллы |
Какие из предложенных простых веществ будут относиться к металлам, а какие к неметаллам (Слайд 3) | Водород, гелий и кислород – неметаллы Медь, кальций и железо – металлы (Слайд 3) |
Что вы знаете о металлах? | Могут предположить количество электронов на внешнем уровне, агрегатное состояние, цвет, металлический блеск. |
Что вы не знаете о металлах и что хотели бы узнать? Какова, на ваш взгляд цель нашего урока сегодня? Что мы будем сегодня исследовать? | Цель – выяснить положение металлов в ПСЭ, выяснить особенности строения их атомов, и физические свойства металлов в зависимости от строения их атомов. (Слайд 4) |
А зачем нам необходимы знания о металлах? | Множество вещей в мире состоят из металлов: будь то транспортные средства, предметы искусства, даже деньги – тоже металлические |
Рассмотрим положение металлов в ПСЭ. Посмотрите на слайд.(Слайд 5), Если провести воображаемую линию от бора к астату (Слайд 5), то что вы наблюдаете? Где находятся металлы? | Металлы находятся ниже диагонали бор-астат в главных подгруппах и выше этой диагонали в побочных подгруппах |
Где находятся неметаллы? | Выше диагонали бор-астат в главных подгруппах |
Все наши выводы мы оформим в схему (Слайд 6) | Учащиеся делают аналогичную схему в тетрадях |
Подумайте, сколько электронов будет у атомов металлов и неметаллов на внешних уровнях | Учащиеся могут воспользоваться таблицей, зная, что номер группы равен кол-ву электронов на внешнем уровне для элементов главных подгрупп У Ме – 1-3 электрона, У неМе – 4 и более электронов (Слайд 6) |
Как будут вести себя металлы и неметаллы, вступая в химические реакции? Кто будет отдавать, а кто будет принимать электроны? | Металлы будут отдавать е, а неметаллы – принимать (Слайд 6) |
Какие типы химических связей тогда будут характерны для металлов и неметаллов? | Для металлов: ионная и металлическая Для неметаллов – ковалентные и ионная (Слайд 6) |
Работа для самопроверки по вариантам (см. Приложение 1) Учащимся раздаются листочки с заданиями, на которых они в соответствующем окошке (выполнил) пишут свою фамилию, имя и класс. После выполнения задания учащиеся меняются листочками с соседом по парте и каждый вписывает свою фамилию в соответствующее окошко чужого листочка (проверил). После проверки ученики ставят своему соседу по парте оценку в отведенное окошко (оценка) в соответствии с критериями, выведенными на слайде (Слайд 7) На работу отводится не более 5 минут (2 минуты на решение и 3 минуты на проверку и оценивание) Критерии оценивания: 5 баллов - Все ответы верны 4 балла – допущена 1 ошибка 3 баллы – допущено 2 ошибки 2 балла – допущено 3 и более ошибок | |
Физминутка – зарядка для глаз: следите глазами за движущимися элементами на экране (слайд 8) | |
Кто обратил внимании: какие элементы сейчас были на экране? | Металлы |
Какие металлы? | Железо, медь, алюминий, магний и натрий |
Рассмотрим физические свойства металлов. Записываем в тетради подзаголовок: «Физические свойства металлов» (слайд 9) | |
Что такое физические свойства | Это свойства, не приводящие к изменению состава вещества, а лишь описывающие его |
Какие физические свойства вы знаете? | Агрегатное состояние, цвет, пластичность и др. |
Какое агрегатное состояние характерно для металлов? | Твердое (слайд 9) |
Все ли металлы при нормальных условиях (температура, давление) находятся в твердом агрегатном состоянии? | Нет, ртуть – жидкая (слайд 9) |
Верно, температура плавления ртути – -39˚С А самым твердым металлом является хром Cr – он царапает даже стекло, по твердости он близок к алмазу. Самые мягкие – щелочные металлы (металлы 1 группы главной подгруппы) – они режутся ножом
Однажды в ювелирную мастерскую француза Пьера-Франсуа Шабано при дворе испанского короля Карла III зашел некий маркиз Аранда, чтобы приобрести платиновые изделия. На столе ювелира стоял кованый платиновый кубик со стороной около 10 см. Старый маркиз хотел приподнять его, но не смог. "Вы смеетесь на до мной, - обиделся вельможа. - Платина приклеена чем-то к столу!" Но нет, кубик не был приклеен, просто он был слишком тяжел: его масса составляла 21,5 кг!
Т.е. плотность у металлов самая разная: щелочные металлы режутся ножом, а кубик осмия со стороной 10 см невозможно поднять! | |
Электропроводность обуславливается наличием свободных электронов в кристаллической решетке металла (слайд 10) Свободные электроны в металле могут перемещаться в электрическом поле от отрицательного полюса к положительному. Упорядоченное движение свободных электронов называется ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ. Самый электропроводный металл - серебро, далее идут медь, золото, алюминий, железо.
Самыми плохими проводниками являются ртуть, свинец и вольфрам, поэтому спирали накаливания в электрических лампочках изготавливают из вольфрама. | |
Из каких металлов целесообразно изготавливать провода? | Алюминий и медь, т.к. электропроводимость высокая, а стоимость - низкая |
Демонстрация опыта: опустить в горячую воду алюминиевую ложку. Как вы думаете, что с ней будет? (Она нагреется) Теплопроводность. (слайд 11) Это свойство так же связано с высокой подвижностью свободных электронов: сталкиваясь с колеблющимися в узлах решетки ионами, электроны обмениваются с ними энергией. | |
Почему в производстве зеркал используют серебро? (оно блестит) Металлический блеск появляется за счет отражения света от свободных е (слайд 12) | |
Пластичность – способность веществ изменять свою форму и сохранять ее после прекращения воздействия. Самый пластичный металл – золото: 1 грамм золота можно вытянуть в проволоку длиной 2 км. (слайд 13) | |
Сделайте вывод: на чем основано применение металлов? | Применение металлов основано на их свойствах, а свойства определяются строением (металлической связью, металлической кристаллической решёткой с наличием свободных электронов)
|
3 этап. Закрепление
Сегодня мы с вами изучили положение металлов в ПСЭ и их физические свойства.
Что вы узнали о них? Достигли ли вы цели, поставленной вами в начале урока?
Закрепление пройденного материала :
- Свойство металлов раскатываться в тонкую фольгу, не ломаясь под внешним воздействием, называется
а) пластичность
б) эластичность
в) плотность
г) твердость
- Металл, находящийся в жидком агрегатном состоянии при н.у. – это
- W
- Hg
- Ca
- Na
- Выберите металл, обладающий наименьшей электропроводностью.
а) W
б) Ag
в) Cu
г) Al
- О каком металле идет речь?
Прославлен всеми письменами
Металл испытанный огнем,
Манил к себе людей веками,
Алхимик жил мечтой о нем.(золото)
- Чему равно число электронов на внешнем электронном слое у атомов металлов? (1-3)
- Тип химической связи в простом веществе литии:
1) ионная
2) ковалентная полярная
3) ковалентная неполярная
4) металлическая
- О чем идет речь в строках:
Меня найдешь ты в старой сказке
Я стойко на посту стоял,
И за любовь к деве прекрасной
Невзгод не мало испытал. (олово)
- Какой металл придает нашей крови красный цвет? (железо)
- Какие металлы целесообразно применять для изготовления проводов? (медь и алюминий)
Выставление оценок.
Найди свое настроение на слайде: (слайд 20)
Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
Методическая разработка урока в 9 классе
Тема урока: Бериллий, магний и щелочноземельные металлы
Цели: 1) Образовательная: дать общую характеристику металлов главной подгруппы II группы. Рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементов. Продолжить обучение учащихся пользоваться периодической системой и электронной теорией при обосновании физических и химических свойств простых и сложных веществ.
Совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.
2) Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химической составляющей естественно – научной картины мира на примере щелочноземельных металлов, воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества. Воспитывать позитивное отношение к учению, прививать любовь к предмету, создавать комфортные отношения между участниками.
3) Развивающая: Продолжить формирование устойчивого интереса к химической науке и практике, положительных мотивов учения, развивать логическое мышление и интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы), внимательность, самостоятельность при выполнении заданий
Задачи: Отрабатывать умения и навыки при решении химических уравнений и задач; применять полученные знания на практике; продолжить формирование культуры умственного труда; формировать коммуникационные навыки: прислушиваться к чужому мнению, доказывать свою точку зрения, находить компромиссы.
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами проверки знаний, с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Методы и методические приемы: Словесные методы (диалог, беседа, устное рецензирование оценки, ответа), наглядно-демонстрационный метод (упражнения, использование схем реакций, лабораторный опыт, презентация), объяснительно-иллюстративный с элементами контроля знаний учащихся.
Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор и презентация Microsoft PowerPoint, а также спиртовка, спички, магний, ложка для сжигания веществ
Реактивы: магний и соляная кислота, пробирки
Оформление доски на начало урока:
А) Lià Li2Oà LiOHà LiCl Б) Na→Na2O2→Na2O→NaOH→Na2SO4
1 этап: Организационный момент
Приветствие учителя:Сегодня наш урок будет посвящен щелочноземельным металлам. (Слайд 1)
Домашнее задание: § 12, упражнение 1 (стр. 67) (Слайд 1)
2 Этап: Поверка домашнего задания
Прежде, чем мы приступим к изучению новой группы элементов, вспомним, что вы изучили на предыдущем уроке.
ЗАДАНИЕ № 1. К доске приглашаются 2 учащихся для решения цепочек превращений, написанных на доске (5-7 минут)
Ученик № 1. А) Lià Li2Oà LiOHà LiCl | Планируемый ответ:
|
Ученик № 2: Б) Naà Na2O2 à Na2Oà NaOHà Na2SO4
| Планируемыйответ: 1) 2Na + O2 à Na2O2 2) Na2O2 + Na à Na2O 3) Na2O + H2O à 2NaOH 4) 2NaOH + H2 SO4à Na2SO4+2 H2O
|
ЗАДАНИЕ № 2. Предлагаю 3 учащимся решить уравнения на карточках (дифференцированное задание) (5-7 минут) (Приложение 1)
Карточка № 1 - на оценку «5»
Вставьте пропущенные формулы, подпишите названия сложных веществ
| Планируемыйответ:
|
Карточка № 2 - на оценку «4»
Найдите ошибки, подпишите названия сложных веществ
| Планируемыйответ:
|
Карточка № 3 - на оценку «3»
Продолжите уравнения реакций, расставьте необходимые коэффициенты
| Планируемыйответ:
|
ЗАДАНИЕ 3. Пока 2 учащихся работают у доски, 3 учеников работают по карточкам, провожу фронтальный опрос
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Группу каких элементов вы изучали на предыдущем уроке? | Щелочные металлы |
Какие химические элементы относят к семейству щелочных металлов.
| Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций |
Где встречаются щелочные металлы в природе?
| В виде оксидов, оснований или в составе минералов |
Почему щелочные металлы не встречаются в природе в чистом виде? | У них очень высокая химическая активность |
С чем связана высокая химическая активность щелочных металлов? (Свяжите строение их атомов с их положением в ПСЭ) | У них 1 электрон на внешнем уровне (они находятся в 1 группе главной подгруппе), который они могут очень легко отдавать, проявляя при этом восстановительные свойства. |
Как тогда нужно хранить щелочные металлы? | Под слоем керосина, чтобы они не взаимодействовали с кислородом воздуха и другими веществами |
Какие физические свойства щелочных металлов вам известны? | Очень мягкие, легко режутся ножом, металлический блеск на свежем срезе. |
Перечислить основные химические свойства ЩМ | Взаимодействуют с неметаллами, образуя бинарные соединения (с кислородом, водородом, мерой, хлором, азотом и др.), с водой (образуют основания), с кислотами (образуют соли), с солями менее активных металлов |
После окончания фронтального опроса – собираю карточки и проверяем вместе с классом решение цепочек уравнений на доске.
Физминутка
Этап 3. Актуализация знаний.
Сегодня мы познакомимся с типичными металлами-элементами второй группы главной подгруппы, их соединениями и сравним их со щелочными металлами. Запишите, пожалуйста, тему урока (слайд 1)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Что вы знаете о щелочноземельных металлах? Расскажите (слайд 2) | Это элементы 2 группы главной подгруппы, следовательно, на внешнем уровне у них по 2 электрона, которые они могут достаточно легко отдавать, проявляя при этом восстановительные свойства. |
Какому атому принадлежать электронные формулы? (слайд 2) Что общего в электронном строении элементов 2 группы главной подгруппы? а в чем разница? | Распределяют электронные формулы, согласно количеству энергетических уровней. Общее – в том, что у них одинаковое число электронов на внешнем энергетическом уровне (2). А разница – в количестве энергетических уровней (их количество увеличивается сверху вниз) |
Как будет изменяться радиус атомов в этой подгруппе сверху вниз? (слайд 2) | Он будет увеличиваться, т.к. растет число энергетических уровней |
Как будут изменяться металлические, восстановительные свойства сверху вниз по этой подгруппе? (слайд 2) | Будут увеличиваться, т.к. растет радиус атомов |
Какой элемент будет обладать самыми металлическими свойствами? | Радий |
Чего вы не знаете пока о щелочноземельных металлах?
| Откуда появилось такое название этой группы, какими физическими и химическими свойствами они обладают |
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет наша речь? (какова будет сегодняшняя цель нашего урока?) | Учащиеся формируют цель урока: Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов, соединения, которые они могут образовывать. |
Рассмотрим происхождение названия: | «Земельными они названы потому, что в природе они встречаются в состоянии соединений, образующих нерастворимую массу земли, и сами в виде оксидов имеют землистый вид…» - Д.И.Менделеев.
|
Рассмотрим физические свойства щелочноземельных металлов. Как вы думаете, какими физическими свойствами будут обладать щелочноземельные металлы? | Предполагают: металлический блеск, мягкость (по аналогии с щелочными), невысокая плотность. |
Щелочноземельные металлы – серебристо-белые, твёрдые вещества. По сравнению со щелочными металлами обладают более высокими t°пл. и t°кип., большей твердостью. Ве – светло-серый, хрупкий, но очень твердый материал и способен оставлять царапины на стекле; твердость других элементов подгруппы уменьшается, и барий по твердости близок к свинцу (слайд 3) Mg – относительно мягкий, пластичный, ковкий (показать пронести в пробирке магний) (слайд 3) Ca – твердый, пластичный (слайд 3) Sr – ковкий (слайд 3) | |
Попробуйте сравнить физические свойства натрия и кальция(слайд 4)
Кто будет лучше проводить электрический ток? У кого будет более выражен металлический блеск? У кого будет лучше ковкость и пластичность? | Свободных электронов у кальция в два раза больше, чем у натрия, но электрический ток проводить будет хуже. Так как электрический ток есть направленное движение заряженных частиц. Чем больше частиц, тем труднее их движение упорядочить. Блестеть кальций будет лучше, чем больше свободных электронов, тем лучше отражается дневной свет. Пластичность и ковкость будут хуже, им препятствует большее число электронов. Вывод. Кальций серибристо-белый и довольно твердый металл, с выраженным металлическим блеском.
|
Сделайте вывод: что обуславливает физические свойства металлов? | ВЫВОД: Физические свойства металлов обуславливает строение атомов
|
Что обуславливает химические свойства щелочноземельных металлов? | Наличие 2 электронов на внешнем энергетическом уровне.
|
Как вы думаете, с чем будут реагировать щелочноземельные металлы?
| Могут предположить: с водой, кислотами, кислородом.
|
Рассмотрим химические свойства щелочноземельных металлов
| |
I. Взаимодействие с неметаллами
Предположите, какой это будет тип реакции? Какие продукты будут образовываться?
|
Это будут реакции соединения, будут образовываться бинарные соединения |
1.С кислородом: 2Me+O2=2MeO (оксид) (слайд 5)
Посмотрим, как сгорает магний (демонстрационный опыт: горение магния)
Напишите соответствующее уравнение (взаимодействие кальция с кислородом) |
2 Mg +O2=2MgO
|
2.С галогенами: Mе+Cl2=MеCl2 (хлорид) (слайд 5)
Напишите взаимодействие кальция с хлором |
Са +Cl2=СаCl2
|
3.С серой: Mе+S=MеS (сульфид) (слайд 5)
Напишите взаимодействие кальция с серой |
Ca+S=CaS
|
4.С азотом:
Напишите взаимодействие магния с азотом |
3Mg+N2=Mg3N2 |
5.С водородом: Mе+H2=MеH2 (гидрид) (слайд 5)
Напишите взаимодействие кальция с водородом |
Са+H2=СаH2 |
Здесь есть свои особенности: Бериллий с водой не взаимодействует. Вспомните, а как реагирует с водой магний?
|
Он взаимодействует только с горячей водой, как и алюминий |
Какие продукты будут образовываться при взаимодействии щелочноземельных металлов с водой? Напишите схему реакции на доске Проверим ее, внимание на слайд (слайд 6) | Такие же как и при взаимодействии щелочных металлов с водой: основание и водород
Ме + 2НОН = Mе(OH)2 + H2
|
Напишите реакцию взаимодействия кальция и магния с водой (2 учащихся к доске) | Са + 2НОН =Са(OH)2 + H2
|
Будут ли щелочноземельные металлы реагировать с кислотой (слайд 6) | Да, при этом металл будет вытеснять водород из кислот |
Докажите это на примере магния. К доске вызывается 1 учащийся для демонстрации реакции. Перед выполнением опыта проговариваем правила ТБ
| Лабораторный опыт: К уксусной кислоте присыпать несколько крупинок магния. Реакция идет очень бурно, пробирка нагревается, можно дать учащимся ее потрогать |
Почему нагрелась пробирка? Какая это реакция по тепловому эффекту? | Выделилось некоторое количество тепловой энергии, это экзотермическая реакция |
Магнийтермия – восстановление редких металлов из их оксидов магнием (слайд 7) Что значит восстановление?
Напишите уравнение реакции взаимодействия магния с оксидом титана (IV) |
Магний будет вытеснять редкий металл из его оксида
|
Кальцийтермия – восстановление редких металлов из их оксидов кальцием (слайд 7)
| 5Ca + V2O5 = 5CaO +2V |
Нахождение щелочноземельных металлов в природе и соединения щелочноземельных металлов
| |
Как вы думаете, где в природе можно встретить щелочноземельные металлы в чистом виде? | Нигде, т.к. в чистом виде они не встречаются ввиду своей высокой химической активности |
У вас на столах лежат листочки. Просмотрите текст глазами (15 секунд). Сейчас я показываю вам картинку, а вы – будете, пользуясь текстом, который лежит у вас на столах, будете рассказывать, где встречается и используется данный металл (слайды 8-11) | Отвечают, используя текст на столах |
3 этап. Рефлексия
Сегодня мы с вами изучили щелочноземельные металлы.
Что вы узнали о них? Достигли ли вы цели, поставленной вами в начале урока?
Да, достигли, мы узнали о происхождении названия этой группы металлов, их физические и химические свойства, нахождение их в природе и применение.
Выставление оценок.
Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 67, разберем домашнюю задачу из упражнения №1.
Химические свойства алкенов
Методическая разработка урока в 10 классе
Тема урока: Химические свойства алкенов
Цели:
- Образовательная: Продолжить формировать знания о химических свойствах алкенов.
- Воспитательная: Продолжить формирование мировоззрения о химической составляющей естественно – научной картины мира на примере химических свойств алкенов, воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества.
- Развивающая: Продолжить формирование положительных мотивов учения, развитие логического мышления и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи), внимательности, самостоятельности при выполнении заданий
Задачи: Отрабатывать умения и навыки при решении химических уравнений и тестовых заданий; применять полученные знания на практике; продолжить формирование культуры умственного труда; коммуникационных навыков: прислушиваться к чужому мнению, доказывать свою точку зрения, находить компромиссы.
Тип урока: урок закрепления знаний
Методы и методические приемы: Словесные методы (диалог, беседа, устное рецензирование оценки, ответа), наглядно-демонстрационный метод (упражнения, использование моделей атомов, лабораторный опыт, презентация).
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация урока, видеоматериал
Оборудование для учащихся : 1) Оборудование для лабораторного опыта: Конц серная кислота, этиловый спирт, раствор перманганата калия, спиртовка, спички, песок, держатель, пробка с газоотводной трубкой, чистые пробирки, инструкция по проведению опыта. 2) Наборы шаростержневых моделей атомов. 3) Карточки с индивидуальными заданиями.
1 этап: Организационный момент
Приветствие учителя:Сегодня заключительный урок, посвященный алкенам и их химическим свойствам. Сегодня нашей с вами целью будет закрепить имеющиеся у вас знания об этом классе веществ и их химических свойствах. За каждый правильный ответ вы будете получать бумажную колбочку, которые послужат критериями оценки вашей работы на уроке:
5 колбочек и более – 5 баллов
4 колбочки – 4 баллы
3 колбочки – 3 балла
2 и менее –старайся работать лучше и все получится!
Домашнее задание: На следующем уроке у вас будет практическая работа: вы будете самостоятельно получать этилен и изучать его свойства, поэтому запишите Д/З: повторить § 4, упражнение 9 (стр. 42, подготовиться к п/р (стр. 35)
2 Этап: Актуализация знаний
ЗАДАНИЕ №1: составьте шаростержневые модели молекул этилена, пропена и бутена (3 учащихся)
ЗАДАНИЕ №2: (пока 3 учащихся выполняют предыдущее задание – составляют шаростержневые модели молекул алкенов, провожу фронтальный опрос с элементами презентации)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Что такое алкены? | Алкены – это непредельные углеводороды, в молекулах которых содержится одна двойная связь (слайд 1) |
Общая формула алкенов | CnH2n (слайд 1) |
Какое окончание характерно для алкенов? | -ен |
Объясните рисунок (слайд 2) | Атомы углерода при двойной связи находятся в sp2-гибридизации и между ними образуется двойная связь, состоящая из π-связи и σ-связи. |
В каком валентном состоянии находятся атому углерода в молекулах алкенов? | SP2 и SP3 |
Какие виды изомерии характерны для молекул алкенов? Объяснить схему на слайде (слайд 3) | Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета) Изомерия положения двойной связи Геометрическая изомерия Межклассовая изомерия (изомерны с циклоалканами) |
Учащиеся должны уже составить шаростержневые модели – проверяем вместе с классом, смотрим наличие кратной связи, смотрим положение кратной связи в бутене, еще раз проговариеваем изомерию положения кратной связи (что будет, если переместить кратную связь? Изменятся физические свойства, а химические - нет)
| |
Решим пару тестовых заданий на тему изомерия (слайд 4)
А) углеродного скелета Б) положения кратной связи В) геометрическая Г) все ответы верны
А) СН2=СН−СН2−СН2−СН3 Б) СН3−С=С−СН2−СН3 | | | СН3 Н3С СН3 В) СН3−СН2−СН2−СН2−СН3Г)СН2=С−СН−СН2−СН3 | | | | Н3С СН3 Н3С СН3
| |
Физминутка
| |
Все ли вещества в последнем тестовом задании относятся к одному классу? | Нет, вещество под буквой В (2,3 – диметилпентан) относится к алканам |
Как отличить этилен от этана? | Действием брома или перманганата калия (в непредельных исчезнет окраска указанных растворов, т.е. они обесцветятся) – это качественные реакции на кратную связь. |
Приглашается 1 учащийся к доске для осуществления лабораторного опыта по получению этилена и осуществления качественной реакции (взаимодействие этилена с перманганатом калия) – по инструкции
(приложение 1). Перед выполнением опыта необходимо вспомнить правила Техники Безопасности!
| |
Пока учащийся готовит лабораторный опыт, предлагаю посмотреть ролик «Взаимодействие этилена с бромной водой»(слайд 5) | Видеоролик в презентации |
Напишите, уравнение реакции, показанной в ролике(слайд 5) | |
Смотрим лабораторный опыт, который делает учащийся (вывожу потом уравнение на слайде) (слайд 5)
Почему обесцветились перманганат калия и бромная вода? |
Они вступили во взаимодействие с этиленом, т.е. присоеднились к нему по месту разрыва кратной связи, т.е. перманганата калия и бромной воды как таковых в растворе уже нет, а соответственно нет и окраски 3H2C=CH2 + 2KMnO4 + 4H2O → → 3CH2—CH2 + 2MnO2 + KOH | | OH OH
|
Сделайте вывод: чем отличаются алкены от алканов? | Наличием кратной связи |
Где протекают химические связи в алкенах? | По месту разрыва кратной связи |
Рассматриваем схему на слайде (слайд 6)
Перечислите реакции присоединения, характерные для алкенов? |
Гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация, галогенирование |
4 учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями: написать реакции гидрирования, гидрогалогенирования, гидратации, галогенирования (приложение 2) – на работу отводится 5 минут.
| |
Рассмотрим реакции присоединения и значение этих реакций (слайд 7-8) |
|
Решим несколько тестовых заданий по химическим свойствам алкенов
- Реакция присоединения водорода называется (слайд 9)
А) гидрирование
Б) гидрогалогенирование
В) гидратация
В) дегидрирование
2. Реакция присоединения воды называется (слайд 9)
А) Дегидратация
Б) Гидрогалогенирование
В) Окисление
Г) Гидратация
3. В реакции бромирования пропена образуется (слайд 10)
А) 1,3-дибромпропан
Б) 1-бромпропан
В) 2-бромпропан
Г) 1,2-дибромпропан
4. Сумма коэффициентов в уравнении горения пентена равно (слайд 10)
А) 37
Б) 15
В) 21
Г) 23
5. При гидрогалогенировании алкенов атом водорода присоединяется к … гидрированному атому углерода, а атом галогена – к … гидрированному (слайд 11)
А) более Б) менее
6. Этанол можно получить из этилена в результате реакции (слайд 12)
1) гидратации
2) гидрирования
3) галогенирования
4) гидрогалогенирования
7. При взаимодействии бутена-1 с водой образуется преимущественно (слайд 12)
1)бутен-1-ол-2
2) бутанол-2
3)бутанол-1
4) бутен-1-ол-1
8. Продуктом реакции бутена-1 с хлором является (слайд 13)
1) 2-хлорбутен-1
2)1,2-дихлорбутан
3) 1.2-дихлорбутен-1
4)1,1-дихлорбутан
9. Наиболее характерными реакциями алкенов являются . . . (слайд 13)
1)реакции замещения
2) реакции присоединения
3) реакции разложения
4) реакции обмена
10. Полипропилен получают из вещества, формула которого (слайд 14)
1) CH2=CH2
2) CH3-CH2-CH3
3) CH2=CH-CH3
4) CH2=C=CH2
11. С каким из перечисленных веществ не взаимодействует этилен (слайд 14)
1)H2O
2)H2
3)Cl2
4)CH4
12. При взаимодействии бутена-1 с бромоводородом образуется преимущественно (слайд 15)
1) 2-бромбутан
2) 2-бромбутен-1
3) 1-бромбутан
4) 1-бромбутен-1
13. Из какого спирта можно получить бутен-2 (слайд 15)
1) бутанол-1
2) бутанол-2
3) бутанол-3
4) бутандиол-1,3
Если после решения тестов остается время, предлагаю учащимся решить несложную задачу, если нет - предлагаю записать и решить дома.
Решите задачу: Алкен массой 4,2 г способен присоединить 8 г брома. Какова молекулярная формула алкена? (С6Н12)
3 этап. Рефлексия
Подсчитать количество колбочек – и выставить оценки, которые необходимо прокомментировать
Каждому учащемуся предложить высказаться по принципу: «Сегодня я на уроке…»
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства.
Разработка урока в 9 классе
Тема: Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства.
Цель: формирование у обучающихся представления о водороде.
Задачи:
А) образовательная:
- обеспечить усвоение учащимися понятий: “водород – химический элемент”, “водород – простое вещество”,
- изучить физические свойства водорода,
- изучить методы получения водорода в промышленности и в лаборатории,
- совершенствовать химический язык, путем введения новых терминов.
Б) развивающая:
- развитие умений учебного труда (умение работать в должном темпе – читать, делать четкие записи в рабочей тетради);
- развитие умений наблюдения (умение наблюдать за опытами, делать выводы по результатам опытов);
- развитие познавательных умений (формировать умение выделять главное, вести конспект, делать выводы);
- развитие мышления (развитие аналитического мышления – формирование умения выделять существенные признаки и свойства веществ).
В)воспитательная:
воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, стремления добиваться наилучших результатов.
Форма урока: урок изучения нового материала
Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации), создание проблемной ситуации, лабораторная работа, мнемоприемы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, лабораторное оборудование (2 пробирки, газоотводная трубка, соляная кислота, цинк, спички)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(2 мин) | Приветствие. Настрой на работу. - В ходе урока каждый из вас получит оценку, которую вы поставите себе сами, исходя из определенных критериев. На ваших партах у каждого лежат листы самооценки, который вы будете заполнять по ходу урока. Там же находится карта-путеводитель по уроку, к которой мы вернемся позже. Пока напишите каждый на своем листочке свою фамилию и имя
| Заполняют на листах свою фамилию и имя | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ционный. Проверка д/з.
Химический диктант на валентность (2 мин)
Кроссворд (4 мин) | - Предлагаю выполнить небольшое задание на внимательность. Проведем химический диктант. Я буду читать вам стихотворение, а вам необходимо записать все элементы, которые будут встречаться и их валентность. Для удобства записывайте валентность рядом с элементом арабскими цифрами. Стих читаю 2 раза: первый раз – вы записываете химические элементы, читаю второй раз – вы выписываете их валентности. Алюминия валентность Трем равна – то знают все А у марганца, уж верно Два, четыре, шесть и семь. Кальций, магний, медь и цинк Двухвалентны, как не кинь. Калий, натрий, серебро – Одновалентное добро. Водород и хлор с ними заодно. -Поменяйтесь листочками и проведите взаимопроверку, сверяясь с ответами на слайде - Оцените свою работу и поставьте себе столько баллов, сколько верных элементов с соответствующими валентностями вы написали. От 0 до 11 баллов
- Продолжаем нашу разминку - У вас на столах лежат кроссворды. Ваша задача, работая парами, прийти к общему решению и заполнить кроссворд, который лежит у вас на парте. Задания к кроссворду на слайде. Время работы 2 минуты.
Вопросы к кроссворду:
- Давайте проверим кроссворд (в форме фронтального опроса). Ответы высвечиваются на слайде
- Поставьте себе в лист самооценки столько баллов, сколько слов вы разгадали. От 0 до 7. |
Выполняют задание на отдельных листочках
Проводят взаимопроверку
Делают самооценку, заполняя лист самооценки
Работают парами, заполняя кроссворд
Отвечают на вопросы
Проводят самооценку
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(1 мин) | - Какое слово оказалось зашифрованным в кроссворде? - Этот элемент занимает первое место по распространенности в космосе. - О чем мы будем сегодня говорить? Назовите тему нашего урока? (Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства) | - Водород | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Целеполагание (2 мин) | - Для того, чтобы наиболее успешно изучить тему, заполним карту-путеводитель, которая находится на одном листе с листом самооценки
По мере заполнения таблицы учащиеся выявляют наиболее трудные места и определяют цели урока: познакомиться с положением водорода в ПСЭ, физическими свойствами простого вещества, способами получение и распространением водорода. | Заполняют карту - путеводитель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Получение новых знаний
1. визитная карточка водорода (4 мин)
2. Физические свойства простого вещества (1 мин)
3.Первичное закрепление+физминутка (1 мин)
4.Получение водорода (10 мин)
5.Распространение водорода (4 мин)
6.Интересный факт (1 мин) | -Итак, перейдем к изучению водорода
- Ознакомимся с его визитной карточкой. Для этого предлагаю сыграть в лото. Ваша задача выбрать номер вопроса и, используя ПСЭ, дать на него ответ. Работа с презентацией. - Символ химического элемента (Н) - Порядковый номер водорода (1) - В каком периоде находится водород (этаж)? (1) - В какой группе находится водород (подъезд)? (1) - Сколько у водорода электронов (кол-во е=порядковому номеру)? (1) - Сколько у водорода протонов (кол-во р=кол-во е)? (1) - Какова его относительная атомная масса? (1) - Химическая формула простого вещества? (Н2) - Валентность (1)
- Какую особенность вы заметили у водорода?
- для того, чтобы вам было это проще запомнить, я составила для вас такую шпаргалка, которую вы дома вклеите в тетрадь. пер В ый (период) О дин (порядковый номер) о Д ин (валентность) О дин (электрон) пер Р вая (группа) О дин (протон) о Д ин (атомная масса)
- Оцените свою работу на данном этапе: поставьте себе 1 балл, если вы отвечали на вопросы, в строке «Визитная карточка водорода»
- Для того, чтобы ознакомиться с физическими свойствами простого вещества водород, откройте учебник на стр. 97. Найдите, какими физическими свойствами обладает водород?
- Назовите, какими свойствами обладает водород (фронтальный беглый опрос)
- Проверим, насколько хорошо вы усвоили ранее полученные знания о водороде. Прошу вас встать около своих мест. - Я читаю утверждения. Если утверждение верно – нужно сесть, если нет – встать.
- Присаживайтесь, пожалуйста - Оцените свои знания о физических свойствах водорода по 5-балльной шкале. 0 баллов – ничего не знаю, 5 баллов – знаю все!
- При выполнении физминутки на последних двух вопросах вы растерялись. Почему?
- Давайте познакомимся со способами получения водорода. - Проблемный вопрос: если бы перед вами стояла проблема получить водород в больших количествах, то какое сырье вы бы выбрали и почему? - Вода – самый доступный источник водорода. В промышленности получают водород из воды действием тока. Идет реакция разложения воды с образованием двух простых веществ – водорода и кислорода. -Напишите это уравнение реакции (1 чел. к доске, остальные в тетради работают), определите тип этой реакции.
- Посмотрите, что находится у вас в лотках?
- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? - Из каких элементов состоит соляная кислота? - Хлор – это газ желто-зеленого цвета. Его применяли как отравляющее вещество во время первой мировой войны. Он был известен под названием иприт. - А мы, используя соляную к-ту и цинк, будем получать водород лабораторным способом. - Перед выполнением опыта вспомним о ТБ. Работать с кислотой аккуратно, только над лотком. Брать кол-ва веществ не более, чем указано в опыте. - В чистую пробирку положите 2-3 гранулы цинка и прилейте к нему 2-3 мл соляной кислоты. Затем закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и наденьте на второй ее конец вторую чистую пробирку, перевернув ее донышком вверх (показать!) - Что вы наблюдаете? - Соберите выделяющийся водород в пробирку
- Объясните, почему вторую пробирку нужно держать донышком вверх?
- Какова молярная масса воздуха?
-Проверьте водород на чистоту: для этого поднесите горящую спичку к отверстию пробирки с собранным водородом. - Напишите уравнения обеих реакций и определите их тип (2 чел к доске)
- В земной коре на долю водорода приходится 1 % от общего содержания всех элементов, а во Вселенной – 8%. О нахождении водорода в природе прочитайте в учебнике (стр. 93) и заполните схему, работая в группах. На работу у вас будет 2 мин.
- Итак, где же на нашей планете находится водород? - Факт: в теле человека содержится около 10 % водорода. Зная массу своего тела, посчитайте, сколько килограмм водорода содержится в вас?
-Оцените активность вашей работы в группе от 0 до 2 баллов
|
Выбирают номер вопроса на презентации и отвечают на него
У него все равно 1 (период, группа, порядковый номер, атомная масса и пр)
Проводят самооценку
Работают с учебником, ищут информацию по заданному вопросу.
Отвечают на вопрос
Выполняют разминку
Выполняют самооценку
Ничего не знаем о способах получения водорода
Воду, т.к. ее много
2Н2О = 2Н2 + О2 Реакция разложения
Цинк, соляная кислота
Хлор и водород
Выполняют лабораторный опыт
Наблюдаем выделение пузырьков газа Водород – легче воздуха Mr (Н2) = 2 г/моль Mr (возд) = 29 г/моль
Поджигают водород
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 замещение 2H2 + O2 = 2H2O соединение
Работают с учебником. Работа в микрогруппах по заполнению схемы
Называют части заполненной схемы Считают, отвечают
Проводят самооценку | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6.Рефлексия
1.Сравнение водорода и кислорода (3 мин)
2.Стих о физ. Св-вах водорода (3 мин)
3.Карта-путеводитель (2 мин)
4.Выставление оценок (2 мин)
Закончите предложение отраженное на слайде
| -Сравним изученные вами газы: кислород и водород. Заполните табличку, которая есть на вашем листе самооценки. Поставьте номер соответствующего утверждения в соответствующую колонку (вопросы на слайде) На работу 2 мин.
- Проверим ваши ответы (на слайде) - поставьте себе в соответствующую колонку листа самооценки столько баллов, сколько у вас совпадений с верными ответами. От 0 до 10 баллов
- Послушайте стихотворение и скажите, какие свойства водорода в нем отражены: Я самый легкий газ на свете, И в Галактике я есть, На воздушном шаре с газом Можно к звездам улететь. Я газ без запаха, бесцветный Неядовитый и безвредный Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду.
Первый я на белом свете Во Вселенной, на планете Превращаясь в лёгкий гелий Зажигаю Солнце в небе
-Итак, давайте вернемся к нашей карте-путеводителю, которую мы заполняли вначале урока. Отметьте теперь на этой карте, рядом со старыми значками, новые значки. Достигли ли мы с вами поставленной в начале урока цели?
- Посчитайте, какое кол-во баллов вы набрали за сегодняшний урок? Поставьте себе оценку. 28-36 баллов – оценка «5» 17-27 балл – оценка «4» 10-16 баллов – оценка «3»
- Подумайте и закончите предложения: – Сегодня на уроке я узнал… – На уроке я понял… – Теперь я знаю как… | Заполняют таблички
Проводят самооценку
Отвечают на вопросы
Отмечают
|
Различные случаи гидролиза солей
Методическая разработка лабораторной работы в 11 классе
Тема: Лабораторная работа № 6 «Различные случаи гидролиза солей»
Цели урока:
1)Образовательная: изучить различные случаи гидролиза; на изученных примерах уметь объяснять сущность гидролиза солей; объяснять изменение кислотности среды, определять тип гидролиза, изучить практическую направленность данного процесса, изучить понятие «среда раствора», «водородный показатель рН», расширить понятие «ион», «диссоциация» для более глубокого понимания гидролиза;
2)Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; развивать и совершенствовать умение проведения химического эксперимента, расширить понятие «гидролиз» для более полного понимания картины мира; соблюдение правил техники безопасности;
3)Воспитательная: продолжить воспитывать коммуникативные навыки, навыки групповой и парной работы; развивать познавательный интерес через исследовательскую деятельность, моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Тип урока: урок-практикум
Методы:
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
- По степени взаимодействия ученик-учитель: эвристическая беседа;
- Относительно дидактических задач: открытие новых знаний через выполнение ряда практических действий;
- Относительно характера познавательной деятельности: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.
Оборудование: учебник, тетрадь для лабораторных работ, презентация, проектор , наборы для лабораторного эксперимента индивидуальный на каждую группу обучающихся (штативы, пробирки и реактивы – индивидуально), ЦЛ «Архимед» (рН-метр, компьютер, программное обеспечение «Multi Lab»)
Планируемы результаты
Предметные умения | Метапредметные умения | Личностные умения |
Изучить понятия «гидролиз», «среда раствора», «водородный показатель», «ион». Научиться различать типы гидролиза (по катиону, по аниону, по катиону и аниону) и среду раствора. Научиться экспериментально подтверждать гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты и соли сильного основания и слабой кислоты. Рассмотреть влияние температуры на степень гидролиза. | Умение проводить эксперимент, умение соблюдать технику безопасности; целеполагание, прогнозирование, анализ, сравнение, оценка, самооценка, коррекция | Коммуникативные навыки, смыслообразование, постановка цели, нравственно-эстетическая ориентация |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности Цель: создать условия для вхождения учащегося в пространство учебной деятельности. | - Добрый день, я очень рада видеть вас. Желаю вам на нашем новом уроке проявить знания, уже имеющиеся у вас и получить новые. Желаю вам удачи в изучении новой темы! И помните: ошибка – это тоже результат, и любой ответ и вопрос приветствуется! Как вы думаете, что пригодится нам на нашем уроке? | - Знания, умения работать, экспериментировать, а также доброжелательное отношение друг к другу, умение вести диалог, сотрудничать, работать в паре | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2. Актуализация и пробное учебное действие. Цель: повторить изученный материал, необходимого для «открытия нового знания», выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося | - Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Ребята, вспомните, что такое гидролиз?
- Как диссоциирует вода? Напишите уравнение диссоциации воды.
- Как диссоциируют соли?
-Какие вещества подвергаются гидролизу?
- Как гидролизуются соли?
-Напишите гидролиз CuCl2, Na2CO3, Pb(СН3СОО)2, NaCl (четверо учащихся приглашаются к доске). - Можете ли вы определить тип гидролиза (по катиону, по аниону или по катиону и аниону)? Как вы считаете, какая среда раствора будет в данных реакциях?
|
- Вода хотя и в малой степени, но диссоциирует:
- Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотного остатка. Соли классифицируются как средние или нормальные, кислые и основные. - Соли диссоциируют на катион металла и анион кислотного остатка. - Солеподобные вещества: фосфиды, карбиды, хлориды и др., некоторые соли, некоторые органические вещества: алкоголяты, феноляты, соли карбоновых кислот, жиры, белки. - Соли могут гидролизоваться обратимо и необратимо.
Ученики высказывают предположения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3. Выявление места и причины затруднения Цель: соотнести имеющиеся знания с записанными на доске уравнениями, проговорить, где возникло затруднение и почему. |
| У учащихся возникает затруднение, они имеют представление о среде раствора и могут ее определять с помощью индикатора, но это качественное измерение, а не количественное; также ученики не знают, что характеризует ту или иную среду раствора. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план и средство) Цель: устранить возникшее затруднение | - Какова будет цель нашего урока?
- Посмотрите на тему нашего урока на слайде (Лабораторная работа № 6 «Различные случаи гидролиза солей») - Какие вы предложите варианты работы на уроке, которые помогут нам прийти к нашей цели? - В зависимости от соотношений концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов выделяют 3 среды растворов: - нейтральная: [H+] = [OH-]= 10 -7моль/л - кислая: [H+] >[OH-]; [H+] >10 -7моль/л - щелочная: [H+] < [OH-]; [H+] <10 -7моль/л; Но для характеристики сред водных растворов пользуются не величиной концентрации ионов [H+] или ионов [OH-], а так называемым водородным показателем рН. Водородный показатель рН раствора численно равен отрицательному десятичному логарифму концентрации ионов [H+] в этом растворе: рН = - lg[H+]. (обсуждение затруднения, метод – проблемный диалог) Например, если концентрация ионов [H+]=102 моль/л, то чему будет равен рН? (рН = - lg10 -2) Т.е. среда раствора будет кислая (обратите внимание на таблицу). Но вычислять нам с вами ничего не надо будет. Мы будем пользоваться для этих целей ЦЛ «Архимед». | - Цель: изучить различные случаи гидролиза солей, определить их типы и среды полученных растворов с помощью ЦЛ
Учащиеся предлагают свои варианты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5. Реализация построенного проекта Цель: Провести химический эксперимент и проанализировать полученные результаты | На данном этапе обучающиеся работают в группах. На столах стоят заранее приготовленные разносы с необходимыми оборудованием и реактивами (у каждой группы – свой набор). (Приложение №1) - Прежде, чем приступить к работе, вспомним с вами правила техники безопасности. 1 группа: Оборудование: штатив, пробирки, стеклянная палочка, CuCl2, ЦЛ. Растворяют в воде хлорид меди (II). Измеряют рН полученного раствора. 2 группа: Оборудование: штатив, пробирки, стеклянная палочка, Na2CO3, ЦЛ. Растворяют в воде карбонат натрия. Измеряют рН полученного раствора. 3 группа: Оборудование: штатив, пробирки, стеклянная палочка, Pb(СН3СОО)2, ЦЛ. Растворяют в воде ацетат свинца. Измеряют рН полученного раствора. 4 группа: Оборудование: штатив, пробирки, стеклянная палочка, NaCl, ЦЛ. Растворяют в воде хлорид натрия. Измеряют рН полученного раствора. | Учащиеся выполняют свои задания, они написаны на листах, выданных также заранее.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: выяснить, какие случаи гидролиза наблюдали учащиеся в своих опытах, какие среды растворов были в каждом полученном опыте.
| На данном этапе учащиеся вступают в активный диалог с учителем и друг с другом, называют, какие признаки они наблюдали (выделение газа, выпадение осадка, изменение цвета).
- Какие по силе кислоты и основания вступали в реакции?
- Ребята, запишите теперь, значения рН растворов, которые вы получили, проведя измерения. - Сделайте выводы о среде растворов, исходя из значений рН. (На слайде выводится таблица значений рН и соответствующие им среды растворов). Почему среды растворов именно такие?
- Соль гидролизуется по катиону.
- По аналогии с примером 1 группы, подумайте, по какому типу идет гидролиз в этом случае? Как гидролизуется соль?
- Как гидролизуется соль в этом случае?
- Ребята, а почему последняя группа затруднилась с определением среды раствора? Давайте еще раз посмотрим на уравнение их реакции и гидролиз полученной ими соли.
- Какой вывод вы можете сделать на основе этого уравнения?
В тетрадях записи продолжаются следующим образом:
- Молодцы! Где в домашних условиях вы можете наблюдать данную реакцию? | Делают вывод: Если после смешивания веществ, т.е. после реакции, наблюдаем изменения, значит, образовалось новое вещество. - представители групп по очереди называют свои примеры теперь уже в общем виде, начинаем заполнять таблицу на доске и в тетради - В тетрадях делается запись: «Различные случаи гидролиза» и перечисляются все случаи, которые учащиеся наблюдали.
- Ученики также записывают рН в соответствующей строчке - 1 группа: Хлорид меди – соль слабого многокислотного основания Cu(OH)2 и сильной кислоты HCl. В данном случае катионы Cu2+ связывают гидроксильные ионы воды, образуя катионы основной соли CuOH+. Образование молекул Сu(OH)2 не происходит, так как ионы CuOH+ диссоциируют гораздо труднее, чем молекулы Cu(OH)2. В обычных условиях гидролиз идет по первой ступени.
Среда раствора кислая, рН<7 - 2 группа: Карбонат натрия Na2СO3– соль слабой кислоты H2CO3 и сильного основания NaOH. При растворении в воде молекулы Na2СO3 полностью диссоциируют на катионы Na+ и анионы CO32-. Катионы Na+ не могут связывать ионы ОН- воды , так как NaOH – сильный электролит. Анионы же CO32-связывают ионы Н+ воды , образуя молекулы слабого электролита H2CO3.
В результате гидролиза в растворе появляется некоторый избыток ионов ОН-, поэтому раствор Na2СO3 имеет щелочную реакцию (рН > 7). - Соль гидролизуется по аниону
3 группа: Ацетат свинца – соль слабого многокислотного основания Pb(OH)2 и слабой одноосновной кислоты CH3COOH. В данном случае параллельно протекают два процесса:
в молекулярной форме:
Реакция раствора при этом зависит от относительной силы кислоты и основания, образующих соль. Если Ккисл. = Косн., то катион и анион гидролизуются в равной степени и реакция раствора будет нейтральной (рН = 7). Если Ккисл. > Косн., то катион соли гидролизуется в большей степени, чем анион, и концентрации ОН- - ионов. В данном случае реакция раствора слабокислая. Наконец, если Ккисл. < Косн., то гидролизу преимущественно подвергается анион соли, и реакция раствора будет слабощелочной. - При гидролизе соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой принято говорить, что гидролиз идет и по катиону и по аниону. 4 группа: затрудняются с определением среды и типа гидролиза
- Так как соль образована сильной кислотой и основанием равной силы, то она полностью распадается в воде на свои составные части, а ее катионы и анионы, сталкиваясь с ионами Н+ и ОН- , практически ими не связываются. Происходит это по тому, что получающиеся в результате такого столкновения сильные кислота и основание, вновь моментально распадаются на ионы. Поэтому равновесие электролитической диссоциации воды не смещается, концентрация ионов водорода и гидроксида остается постоянной, равной 10-7моль/литр, т.е. гидролиз соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой не идет - Приготовление пищи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: выполнить задания, данные учителем, проанализировать их, опираясь на выводы и проделанные ранее эксперименты. | - Напишите уравнения гидролиза, определите его тип и среду раствора. Свои ответы запишите на карточках, которые лежат у вас на столах. Ваша оценка будет складываться как средний балл из 2 оценок: первая оценка ставится за то, как вы выполнили работу, а вторая – за то, как вы проверили работу своего соседа. (Оформление карточек см. в приложении № 2). 1 вариант: Na2CO3
2 вариант: Al2S3
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 8. Включение в систему знаний и повторение Цель: выявить границы применимости нового знания, выполнить задания на отработку полученных знаний, подготовить к восприятию нового материала на следующем уроке | - Как вы считаете, ребята, как будет влиять на степень гидролиза нагревание раствора соли? - Попробуйте немного нагреть ваши растворы и измерить снова уровень рН в них? Как он изменится по сравнению с исходным? Ваши отчеты, пожалуйста предоставьте в виде файла в компьютере.
- Ребята, теперь вы знаете, что такое гидролиз, умеете определять его тип и среду раствора, который будет образовываться. Опираясь на имеющиеся у вас знания, подумайте, где гидролиз получил свое применение в нашей жизни, почему это явление так важно для нас?
Задание 1. Кислую среду имеет раствор: 1) ZnCl2; 2) Na2S; 3) СaCl2; 4) Na2SiO3. Задание 2. Установить соответствие между названием соли и типом гидролиза её в водном растворе
Задание 3. Фенолфталеин становится малиновым в растворе: 1) Хлорида натрия; 2) Сульфата алюминия; 3) Силиката натрия; 4) Хлорида железа (III). Задание 4. Установить соответствие между составом соли и типом её гидролиза
| - Учащиеся анализируют выполненные ими эксперименты, упражнения, жизненный опыт (например, народный способ лечения ОРИ, при котором необходимо дышать над кастрюлей, в которой в очень горячей воде растворили соду), и приходят к выводу, что нагревание раствора усиливает гидролиз. - С древности – зола – моющее средство (в состав золы входит поташ – карбонат калия K2CO3, который гидролизуется по аниону и образует щелочную среду, что обусловливает его мылкость). Мыло - натриевые и калиевые соли высших карбоновых кислот (стеарат натрия, C17H35COONa, также гидролизуется по аниону, т.е. дает щелочную среду). В стиральные порошки добавляют фосфаты и карбонаты для усиления щелочной среды. Кислотные почвы известкуют (Са(ОН)2 или СаСО3), а в щелочные добавляют удобрение – сульфат аммония (NH4)2SO4. В слюне содержатся гидрофосфат-ионы, поэтому в полости рта слабокислотная среда В составе крови содержатся соли – гидрокарбонат и гидрофосфат натрия, которые поддерживают определённую реакцию среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса | - Какую цель мы ставили в начале урока?
- Какие типы гидролиза вы можете назвать? - Как определить среду раствора той или иной соли? - Что такое водородный показатель? - Как влияет температура на течение гидролиза? - Оцените свою работу на уроке. Все ли вам удалось, что планировалось и задавалось? Что было трудно, а с чем вы справились без проблем? Было ли вам комфортно на уроке? - Продолжите мое предложение «Сегодня я на уроке…..» - Новые знания, полученные сегодня, будут необходимы вам на следующих уроках. Запишите, пожалуйста, в дневники домашнее задание: § 18, упражнения 3, 4, 5 на стр. 155.
| - изучить различные случаи гидролиза солей, определить их типы и среды полученных растворов с помощью ЦЛ Отвечают на поставленные вопросы. |
Приложение № 1.
Лабораторная работа
Группа 1
- Приготовьте раствор CuCl2. Для этого в пробирку налейте дистиллированной воды на высоту 1/3 и сухим шпателем добавьте на кончике CuCl2. Стеклянной палочкой тщательно размешайте раствор.
- Перед погружением в раствор электродов рН-метра необходимо каждый раз промывать дистиллированной водой и удалять остатки воды фильтровальной бумагой.
- Погрузите электроды рН-метра и установите ручку термокомпенсатора в положение, соответствующее комнатной температуре (20оС).
- Ручку «переключателя рода работ» установить в положение рН, а кнопку «выбора диапазонов» в положение «1-19»
- По окончании измерений промойте электроды и опустите их в стаканчик с дистиллированной водой.
Лабораторная работа
Группа 2
- Приготовьте раствор Na2CO3. Для этого в пробирку налейте дистиллированной воды на высоту 1/3 и сухим шпателем добавьте на кончике Na2CO3. Стеклянной палочкой тщательно размешайте раствор.
- Перед погружением в раствор электродов рН-метра необходимо каждый раз промывать дистиллированной водой и удалять остатки воды фильтровальной бумагой.
- Погрузите электроды рН-метра и установите ручку термокомпенсатора в положение, соответствующее комнатной температуре (20оС).
- Ручку «переключателя рода работ» установить в положение рН, а кнопку «выбора диапазонов» в положение «1-19»
- По окончании измерений промойте электроды и опустите их в стаканчик с дистиллированной водой.
Приложение № 1 (продолжение).
Лабораторная работа
Группа 3
- Приготовьте раствор Pb(СН3СОО)2. Для этого в пробирку налейте дистиллированной воды на высоту 1/3 и сухим шпателем добавьте на кончике Pb(СН3СОО)2. Стеклянной палочкой тщательно размешайте раствор.
- Перед погружением в раствор электродов рН-метра необходимо каждый раз промывать дистиллированной водой и удалять остатки воды фильтровальной бумагой.
- Погрузите электроды рН-метра и установите ручку термокомпенсатора в положение, соответствующее комнатной температуре (20оС).
- Ручку «переключателя рода работ» установить в положение рН, а кнопку «выбора диапазонов» в положение «1-19»
- По окончании измерений промойте электроды и опустите их в стаканчик с дистиллированной водой.
Лабораторная работа
Группа 4
- Приготовьте раствор NaCl. Для этого в пробирку налейте дистиллированной воды на высоту 1/3 и сухим шпателем добавьте на кончике NaCl. Стеклянной палочкой тщательно размешайте раствор.
- Перед погружением в раствор электродов рН-метра необходимо каждый раз промывать дистиллированной водой и удалять остатки воды фильтровальной бумагой.
- Погрузите электроды рН-метра и установите ручку термокомпенсатора в положение, соответствующее комнатной температуре (20оС).
- Ручку «переключателя рода работ» установить в положение рН, а кнопку «выбора диапазонов» в положение «1-19»
- По окончании измерений промойте электроды и опустите их в стаканчик с дистиллированной водой.
Приложение 2.
Карточки для самостоятельной работы и самопроверки
Вариант 1 | Выполнил (ФИО) | Проверил (ФИО) |
Напишите уравнения гидролиза Na2CO3, определите его тип и среду раствора. |
|
|
| Оценка проверяющего | Оценка |
Итоговая оценка ученика, выполнившего работу (ставится учителем) |
|
Изучение химических свойств оснований с применением цифровой лаборатории
Методическая разработка лабораторной работы с использованием цифровой лаборатории "Архимед" (для 8 класса)
РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «АРХИМЕД»
Инструкция по выполнению лабораторной работы по теме:
«Изучение химических свойств оснований с применением цифровой лаборатории»
1. Подготовка к работе регистратора «Nova»:
-включить компьютер;
-подсоединить датчики температуры и рН;
-выполнить команды для входа в программу: пуск, программы, наука, Multi Lab;
-настроить регистратор: частота измерений (каждая секунда), продолжительность опыта (не менее 5 минут);
2. Проведение опытов:
Химические свойства оснований
1) Действие основания на индикатор фенолфталеин
В химический стаканчик, установленный внутри кольца, закрепленного в штативе, налить 20 мл раствора гидроксида натрия, добавить несколько капель раствора фенолфталеина.
Опустить датчики в воду, запустить регистратор.
Аккуратно, не попадая на электроды, перемешать содержимое стакана стеклянной палочкой.
Измерение проводить до достижения постоянного значения рН (горизонтальный ход графика).
Прервать опыт можно кнопкой «Стоп».
Записать данные в Отчет. Файл сохранить в именной папке.
Справка- значение рН показывает реакцию среды:
рН меньше 7 - среда кислая, то есть в растворе присутствует кислота,
рН больше 7 – среда щелочная, то есть в растворе присутствует щелочь – растворимое основание
2) Основание + кислота
В химический стаканчик, установленный внутри кольца, закрепленного в штативе, в котором уже налит раствор гидроксида натрия и фенолфталеин (см. опыт № 1) осторожно по каплям приливать 0,5 % раствор хлороводородной кислоты HCl.
Опустить датчики в стакан, запустить регистратор.
Измерения проводить в несколько этапов, наблюдая изменения значения рН.
Измерение проводить до достижения постоянного значения рН (горизонтальный ход графика).
Записать данные в Отчет. Файл сохранить в именной папке.
Отчет по лабораторной работе:
«Изучение химических свойств оснований с применением цифровой лаборатории»
Класс: Ученики:
Регистратор №:
Химические свойства оснований
1) Действие основания на индикатор фенолфталеин
1. Значение рН: в начале опыта____ , в конце опыта____
Вывод: в стакане находится кислота, щелочь (подчеркнуть верный ответ)
3. Визуальные наблюдения: цвет раствора не изменился, цвет раствора стал____________ (зачеркнуть неверный ответ, вписать верный ответ)
2) Основнаие + кислота
1. Температура: в начале опыта____ , в конце опыта____
Вывод: реакция протекает с выделением теплоты, поглощением теплоты, без изменения температуры (подчеркнуть верный ответ)
2. Значение рН: в начале опыта____ , в конце опыта____
Вывод: в результате реакции основание расходуется (рН снижается), основание образуется (рН возрастает) (подчеркнуть верный ответ)
3. Визуальные наблюдения: цвет раствора не изменился, цвет раствора стал _______________ (зачеркнуть неверный ответ, вписать верный ответ)
4. Дописать уравнение реакции, расставить коэффициенты, назвать вещества:
NaOH + HCl =