Регистрация
 
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш
Василий Александрович Сухомлинский
Сертификат владельца сайта
Сертификат владельца сайтаhttps://www.himia-sakh.ru/
Сейчас на сайте: 1

Версия для слабовидящих

чат доступен
только пользователям


Публикации


«Химический квест - 2»

Год: 2021
Где опубликовано:  «"Современный урок"»
Описание

Кв

Квест в реальности — это игра для команды из нескольких человек в специально подготовленных помещениях. Ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше.

Данная методическая разработка представляет собой мероприятие, проводимое для обучающихся 8-11 классов в рамках декады естественных наук. Она составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к методическим разработкам. Это внеклассное мероприятие содействует реализации творческого потенциала учащихся, позволяет развивать познавательный интерес к предмету химии.

изображение

«Мнемотехнология как средство формирования универсальных учебных действий на уроках химии»

Год: 2019
Где опубликовано:  «Современное образование в островном регионе: активные методы обучения»
Описание

 

Мнемотехнология как средство формирования универсальных учебных действия на уроках химии

 

Проблема запоминания информации никогда не теряла для людей своей актуальности. Причин тому масса: от отсутствия письменности в древности до необходимости оперировать большими объемами информации в современности. В настоящее время актуальность запоминания большого объема материала по столь сложному предмету как химия еще более возросла, поэтому одной из задач учителя становится развитие познавательного интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация, преобразуется в личностно значимые знания, становится эмоционально окрашенной.

Одной из серьезных проблем для изучения химии является интерференция, то есть «наложение» одной информации на другую. Чем больше объем материала, тем больше шансов получить сбившуюся в бесформенный комок информацию, из которого извлечь нужное - очень сложно. Мнемотехнология преодолевает интерференцию: обезличенным формулам, названиям она придаёт индивидуальный образ.

Работая над этой темой, я отметила теснейшую связь мнемоприёмов и познавательного интереса на уроке, ибо внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота). Зерно успеха заключено в том, что мнемонические приемы не оставляют школьников безучастными, равнодушными, заинтересовывают их. Это легло в основу предположения (гипотезы) о влиянии мнемотехнологии на познавательную активность школьников на уроках химии

Термин «мнемоника» был введен еще в VI веке до н. э. великим древнегреческим философом, математиком и политическим деятелем Пифагором Самосским [1]. Основателем педагогической мнемотехнологии можно считать Петра Рамуса [4], который продвигал ее в 16 веке в Кембриджском университете в Англии. В настоящее время выделяют 6 направлений мнемотехник [3]: народная, классическая, педагогическая, спортивная, цирковая (эстрадная), современная. В наше время изучением мнемоники и мнемотехнологии занимаются: Васильева Е.Е. Васильев В.Ю., Козаренко В.А., Зиганов М.А., Джошуа Фоер.

Целью данной работы является формирование УУД у обучающихся 8 – 11 классов на уроках химии посредством применения мнемотехнологии. Предметом рассмотрения темы стали методы и средства формирования УУД школьников на уроках химии с опорой на мнемотехнологию.

В своей практике с целью формирования УУД у обучающихся на уроках химии я использую следующие мнемонические приемы [5]:

  1. Использование образной памяти
  2. Использование ассоциаций.
  3. Прием рифмования
  4. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
  5. Метод Цицерона на пространственное воображение. [2]
  6. Метод Айвазовского. Как известно, Иван Константинович Айвазовский написал около 6000 полотен [7], многие - по памяти. Данный метод основан на тренировке зрительной памяти.

Использование мнемотехнологии способствует формированию УУД у обучающихся на уроках химии.

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно. [6]

Например, при изучении темы «Спирты» в 10 классе предлагаю обучающимся стихотворение:

Запомним, друг, и я, и ты,
Чем отличаются спирты –
В них углерод и гидроксид,
И каждый спирт легко горит.
R – это значит радикал,
Он может быть велик и мал,
Предельный или непредельный.
Но это разговор отдельный. [8]

По нему ребята отвечают на вопросы: что уже известно и что еще неизвестно, на основании чего ставят перед собой цель урока.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. [6]

При изучении темы «Спирты» ребята, поняв, что им неизвестно, определяют цели и тем самым формируют задачи, которые выстраиваются в план урока.

Различные мнемоприемы можно использовать в качестве контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Например, составление формул веществ с опорой на стишки про валентность разных элементов (стишки – это эталон).

Алюминий, хром, железо - трёхвалентность неизбежна. [5]

Калий, натрий, серебро - одновалентное добро. [9]

Или, например, сличение написания химической реакции со стихотвореньями, читая или вспоминая которое, ребята легко воспроизводят, например, уравнение реакции

Рождает воду водород,
Ну а теперь наоборот:
Вода рождает водород,
А заодно и кислород. [10]

* * *

Не помирятся с рожденья 
Основанье с кислотой.
В результате их сраженья 
Получилась соль с водой. [9]

Волевая саморегуляция – заключается в выборе того или иного способа запоминания.

Коммуникативные УУД развиваются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников.

Умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации заключается в том, что ребята часто сами придумывают «запоминалки». Тема «Строение атома» в 8 классе предполагает такое понятие как «электронное облако». Прежде, чем дать детям определение, им дается возможность высказаться самим, сделать предположение, что означает тот или иной термин. Таким образом, ученик 8 класса сделал предположение, которое стало невольной ассоциацией: «хранилище». Эта ассоциация несомненно связана с IT-технологиями, но тем не менее она абсолютно верно отражает смысл так сложно запоминаемого детьми термина. Ведь «электронное облако» - это пространство вокруг атомного ядра, где электрон находится (хранится) 90 % своего времени.

Мнемотехнология формирует такие общеучебные познавательные УУД, как знаково-символические: моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта [6]).

Например, написание формулы вещества исходя из мнемонического правила:

В соли красной кровяной 
Калий с тройкой за стеной,
Дальше феррум, шесть цианов.
Все в порядке – без обмана. [9]

Использование мнемотехнологии влияет на формирование логических познавательных УУД:

1) Анализ объектов с целью выделения признаков

Например, при изучении предельных и непредельных углеводородов и особенностей их строения ребята заметили, что название класса можно соотнести с цифрой, обозначающей количество связей между атомами углерода в каждом классе:

Алканы – связей между атомами углерода – одна3С-СН3)

Алкены – связей между атомами углерода – две 2С=СН2)

Алкины – связей между атомами углерода – три (НС=СН)

2) Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов. [6] Данный вид логических УУД развивается в том случае, когда используются «запоминалки» с неоконченными строчками.

Сапоги мои того – пропускают… (Н2О) [9]

***

Не помирятся с рожденья 
Основанье с кислотой.
В результате их сраженья 
Получилась… (соль с водой) [9]

3) Установление причинно-следственных связей

Купорос мой медный,
Почему ты бледный? 
– Потому я бледный,
Что нагрев мне вредный

Воду поднеси мне –
Снова стану синим. [10]

4) Построение логической цепи рассуждений: при выборе способа запоминания с помощью мнемоприемов у каждого формируется своя собственная логическая цепочка или свой образ.

Практическая значимость моего исследования заключается в оформлении и выпуске методического пособия и методических разработок уроков химии с использованием мнемоприемов для применения в учебной и внеклассной деятельности.

Использовании приёмов мнемотехники дает возможность развивать и тренировать память, улучшается воображение и внимание. Эффективность применения мнемоприемов на уроках химии подтверждается успешными результатами участия ребят в различных школьных, районных, областных конкурсах, олимпиадах, конференция, обучение в очно-заочной школе для одаренных детей «Эврика». Таким образом, применение мнемотехнологии позитивно сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса, а самое главное активизирует познавательную деятельность обучающихся на уроках химии.

 

Список источников:

  1. Зиганов М.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. http://ilinskoeiliya.cerkov.ru/2016/10/31/marat-ziganov-mnemotehnika-zapominanie-na-osnove-vizualnogo-mishleniya/
  2. Йейтс Ф. А. Искусство памяти. — СПб., 1997
  3. Козаренко В.А. Многоликая мнемотехника. http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/kozarenko/0/j7.html
  4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». http://www.mnemotexnika.narod.ru
  5. Маркина И.В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль, 2008
  6. Сакович Л.П., Кошенко Т.О. Формирование универсальных учебных действий при обучении предметам естественно-научного цикла. Учебно-методическое пособие, 2014.
  7. https://artchive.ru/publications/1958~Ajvazovskij_v_tsifrakh_samaja_malenkaja_kartina_samye_bolshie_uspekhi_samaja_luchshaja_voda
  8. http://him.1september.ru/article.php?ID=200800708
  9. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/05/27/mnemonicheskie-pravila-po-khimii
  10.   http://him.1september.ru/article.php?ID=200800708

Методическая разработка «Положение металлов в ПСЭ Д.И. Менделеева и их общие физические свойства»

Год: 2015
Где опубликовано: Сайт «educontest.net»
изображение
Сертификат
изображение

Методическая разработка «Железо»

Год: 2015
Где опубликовано: Сайт «educontest.net»
Описание

Данная работа содержит презентацию, в которой рассмотрены положение железа, его физические свойства, химические свойства, а также представлены соединения железа. Использовать презентацию и приложения к ней возможно на уроке химии в 9 классе.

изображение
Сертификат
изображение

Проектная разработка обучающегося «Царская водка - универсальный растворитель?»

Год: 2015
Где опубликовано: Сайт «educontest.net»
Описание

Все ли металлы растворяет царская водка? Как она действует на белки и другие органические вещества? Как ее можно получить и как она выглядит? Эти и другие вопросы стали ключевыми для нас и, стараясь ответить на них, мы провели данное исследование.

изображение
Сертификат обучающегося
изображение
Диплом

Методическая разработка «Изучение химических свойств оснований с применением цифровой лаборатории»

Год: 2014
Где опубликовано: Сайт «infourok.ru»
Описание

В настоящее время использование информационно-коммуникативных технологий очень широко входят в жизнь современного учителя. Появление нового оборудования в школах дает учителю химии новые возможности, благодаря которым он может сделать процесс обучения более интересным и менее опасным. В число таких технологий уже прочно вошла цифровая лаборатория «Архимед», которая есть уже практически в каждой школе. В связи с этим стоит задача освоить эти технологии и разработать уроки с их использованием. 

изображение
Свидетельство о публикации

Методическая разработка «Из опыта работы «Формирование познавательной активности обучающихся на уроках химии в 8-11 классах с использованием ИКТ» с приложением разработок уроков»

Год: 2014
Где опубликовано: Сайт «infourok.ru»
Описание

Данный  опыт  работы,  представленный  мною,  будет  интересен учителям  химии  тем,  что  в  нем  представлены  примеры  различных  интерактивных  заданий,  в  которых  дети  могут  проявить  себя  как  индивидуально,  так  и  в  групповой  или  парной  работе.  Представлены  и  разные  формы  сетевого  взаимодействия  и  прочих  ИКТ. Эти разработки, надеюсь, помогут вашим ребятам узнать ближе столь интересный предмет как химия.Также в опыте представлены разработки уроков с использованием презентаций, и  в том числе разработка лабораторной работы с использованием цифровой лаборатории «Архимед». Желаю удачи!

изображение
Свидетельство о публикации

Методическая разработка «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»

Год: 2013
Где опубликовано: Сайт «infourok.ru»
Описание

Разработка представляет собой презентацию темы «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы», к которой прилагается подробный конспект урока для девятого класса и приложением (раздаточный материал, который понадобится обучающимся на рефлексивном этапе урока).

В данном материале подробно рассмотрено положение данных элементов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение электронных оболочек данных металлов, а также информацию об их физических и химических свойствах.

Данный урок апробирован и имеет положительные результаты!

изображение
Свидетельство о публикации

Методическая разработка «Химический марафон»

Год: 2013
Где опубликовано: Сайт «educontest.net»
Описание

Разработку можно использовать в качестве итогового урока в 8 классе, или в качестве внеклассного мероприятия, которое можно проводить как между учащимися одной параллели, так и между учащимися разных уровней подготовки.

изображение
Свидетельство о публикации

Методическая разработка «Химические реакции»

Год: 2013
Где опубликовано: Сайт «educontest.net»
Описание

Конспект урока (урок - открытие новых знаний) с презентацией для учащихся 8 класса. Тема урока "Химические реакции". Урок содержит не только теоретические знания, но и практическую часть, а так же оснащен современными ЭОР

изображение