«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
(Д. Менделеев)
Почему я решила участвовать в конкурсе «Учитель года»
Мы живем во время бесконечных открытий и свершений, в период расцвета человечества, когда человек имеет бесконечное количество возможностей. А еще мы живем во время перемен… Человеку часто нужен некий толчок для движения в каком-либо направлении. Для меня таким толчком служит конкурс. Он является своеобразным катализатором моего продвижения в познании нового. Конкурс дает прекрасные возможности приобрести новые знания, почерпнуть новые идеи и вдохновенье для реализации старых идей. Для меня это шанс повысить свое педагогическое мастерство, познакомиться с новыми интересными и творческими людьми, познакомиться с их опытом и стилем работы. Конкурс дает потрясающий заряд желания учиться и постигать новое. Я хотела бы, чтобы независимо от результатов, мои ученики мною гордились, потому что я взяла на себя ответственность представлять нашу школу.
Я - учитель...
Эссе
Плох тот воспитатель детей,
который не помнит своего детства.
Эбнер Эшенбах
- Мам, представляешь, мы сегодня на окружающем мире говорили о профессиях! Мы показывали, кем будем, когда вырастем!
- И кого же ты показал, сынок?
- Я показал кузнеца. Когда я вырасту, буду кузнецом! А ты, когда маленькая была, кем мечтала стать?
- Сначала я мечтала стать врачом, хотела лечить людей. Играла с подругами в больницу: ставила куклам уколы, лечила своего белого медвежонка конфетами и компотом. Потом мечтала быть фотографом. Бегала с папиным фотоаппаратом во дворе и фотографировала все вокруг. А еще помню, как мы с ребятами играли в школу: сидели за «партами» и выводили буквы. И в пятом классе на уроке очень строгой, но любимой учительницы, Валентины Николаевны Фаренковой, я поняла: буду учителем биологии!..
…Биология была моим любимым предметом в школе. Мне всегда хотелось передавать свои знания будущим ученикам. Школу я закончила с медалью, поэтому при поступлении в вуз я сдавала только свою любимую биологию. Специальность моя звучала так: «Учитель биологии с дополнительной специальностью химия». Если бы мне пришлось сдавать химию, то я бы с треском провалилась на экзамене, потому как в химии не понимала ровным счетом ничего. Наш школьный учитель разговаривала с нами так, словно перед ней сидели не ученики средней школы, а люди, имеющие как минимум высшее техническое образование. Она была очень сильна в плане знаний (это я понимаю сейчас). Но в тот момент, когда я была всего лишь ученицей средней школы, старалась на уроках химии сидеть как можно тише и незаметнее (не дай Бог спросят!), а после звонка бежать из класса без оглядки.
Поэтому, когда я поступала на свою специальность, то решила «пусть будет, что будет. Пойму – хорошо, не пойму – там посмотрим…». И если биология в институте мне давалась легко, то химию я не понимала совсем. Не понимала я ее до третьего курса, пока к нам не пришла преподаватель, которая открыла мне глаза на предмет: за сухими непонятными мне формулами, символами и значками я увидела интереснейший мир со своими законами и понятиями.
Ироничный Господин Случай решил, что в школе я буду преподавать не мою любимую биологию, а химию. Ту самую, с уроков которой я бежала без оглядки… Перед первым уроком я судорожно размышляла, как же общаться с детьми, как же вести урок так, чтобы они не испытали тех чувств и эмоций, которые когда-то испытывала я. Вот тогда-то у меня появилась идея: сначала заинтриговать детей химией, заинтересовать ею, а затем уже превратить изучение фундаментальных дисциплин химического цикла в способ получения новой учебной конкретно-научной информации.
Я стремлюсь к тому, чтобы получаемый моими учениками багаж знаний не лежал бесполезным грузом, чтобы они проводили причинно-следственные связи между полученными знаниями и умели ими пользоваться, а не просто имели их. Здесь важным условием является умение учеников поставить перед собой цели и выстроить последовательно задачи, соответствующие ей. Немаловажно и умение анализировать полученные знания на основе уже имеющихся…
- А как ты учишь детей? – прервал ход моих мыслей Лев.
- По-разному… ведь все дети не похожи друг на друга: у них разные настроения, разные темпераменты и разный темп работы, поэтому и подходы к ребятам у меня разные. Главным для меня является личность ученика, его интересы и потребности.
А еще мои ученики очень любят «химичить»! Как только приношу реактивы и оборудование из лаборантской, радости ребят нет предела! Да я и сама любитель практики, считаю, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
…Практические и лабораторные работы позволяют выработать у учащихся основные экспериментальные навыки работы с веществами, химическим оборудованием, умения проводить химические реакции, потому как химия – это все-таки в основном наука экспериментальная, а не теоретическая. Экспериментальная работа, на мой взгляд, увеличивает степень определенности школьника в выборе будущей специальности, мобилизует творческий потенциал, особенно если поставленная цель актуальна и значима. Я считаю, что лабораторная работа – это также возможность проверки школьниками достоверности информации, полученной от учителя, дальнейшей ее обработки, анализа, систематизации и, как результат, превращение первичной информации в прочное, устойчивое знание, которое сохранится и после того, как все выученное - вызубренное в школе забудется…
- Мам, а нам учитель на уроках часто загадки всякие загадывает, ребусы! Или мультики показывает или картинки всякие! А ты показываешь своим ученикам картинки или мультики?
- На своих уроках я, как и твоя учительница, как, впрочем, и любой современный учитель, использую различные информационные технологии. Современный урок, на котором сидят современные «продвинутые» дети, невозможно представить без компьютера. Мне хочется идти в ногу со временем и быть на одном уровне со своими учениками. Так что мои ученики смотрят, сынок, не только картинки, я им и видеоролики показываю, и презентации для них готовлю, и в интернете мы ищем часто информацию прямо на уроке. К тому же ИК-технологии во многом облегчают общение: например, при подготовке к олимпиаде или при разработке какого-либо проекта. Здесь электронная почта и общение через социальные сети просто необходимы и во многом облегчают процесс обучения.Но никакие новые информационные технологии, используемые в школе, не смогут заменить живого общения с учителем, они всего лишь дополнение к использующимся средствам обучения, позволяющим улучшить процесс работы учащихся.
- Мам, а у тебя дети в телефоны на уроках играют? – спросил сын с хитрой улыбкой на лице.
- Знаешь, сыночек, некогда им играть на уроках, но, конечно, без мобильных телефонов, сейчас никуда! Поэтому и я оборачиваю это в свою пользу. Раньше государство наше что хотело получить от школы? Качественно подготовленного специалиста с огромным багажом знаний. А теперь важно не просто дать знания, а научить добывать их самостоятельно. В наш век информационных технологий, даже ты, первоклашка, с легкость находишь в интернете нужную тебе информацию. Поэтому-то мне, как учителю, прежде всего нужно думать, каким образом научить своих детей самостоятельно добывать новые знания и расширять те, что у них уже имеются, а также научить их приобретать новые знания.
- Своих детей?! А я?..
- Ты – мой родной и самый любимый! Но своих учеников я тоже люблю и частенько называю их «своими детьми», не обижайся, пожалуйста…
- Ааа! Ну ладно! – заулыбался Лев. - Мам, а кто у тебя в классе самый умный? – задал сын свой любимый вопрос.
- Каждый ребенок неповторим!.. И с каждым интересно! Каждый из них талантлив по-своему… И с каждым одаренным учеником я стараюсь работать индивидуально, чтобы он смог расширить свои знания в области химии и узнать то, чего нет в школьных учебниках.
…Если тебе интересен предмет, то ты будешь заниматься им при любой возможности. Вот и мои ребята и девчонки, увлеченные химией, не оставляют своих занятий даже на каникулах, обучаясь в областной очно-заочной школе для одаренных детей…
В 2014 году в «Эврике» открылось новое направление «химия-биология», куда меня пригласили преподавать химию. Очень приятно и здорово общаться с детьми на одном языке, с детьми, которые заинтересованы в предмете! Рейтинговая система сыграла свою положительную роль. Элемент соревновательности заставлял ребят стараться быть не только лучше других учеников, но и быть лучше самого себя, стараться превзойти свои предыдущие результаты. Я же в свою очередь стремилась преподнести научную информацию понятным доступным языком, сделать процесс обучения увлекательным и разнообразным. За время, проведенное в летней школе, я и сама немалому научилась, как в профессиональном плане, так и в плане общения с творческими разносторонними ребятами, имеющими огромный потенциал…
В 2016 году эту школу закончила одна из моих выпускниц, а в 2014 году она по результатам контрольной работы, олимпиады и собеседования, была приглашена в физико-математическую школу г. Новосибирска. В настоящее время в этой школе успешно обучаются еще две моих ученицы (9 и 10 классов).
- Засыпай, сыночек, нам завтра рано в школу вставать, а наши с тобой разговоры мы продолжим завтра… Я тебя люблю! Спокойной ночи…
Сын сладко засопел на подушке, а в моей голове продолжали вертеться его вопросы, ответы на которые я ищу каждый день… Оправдан ли мой профессиональный выбор?..На правильном ли я пути?.. Кто я?..
Я – учитель! А учитель - это не профессия, это призвание! Работа учителя – нелегкая, но я ни разу еще не пожалела, что выбрала именно эту профессию. Сколько радости доставляет преодолеть трудности и потом увидеть результат своей работы! Работа учителя требует творческого подхода, огромного количества энергии, неиссякаемого запаса добра и понимания. Научить человека быть Человеком задача трудная, но сообща мы с ней справимся. Главное понять, что подарить частичку своей души, своего добра, тепла и внимания другому – это несложно. Я всегда стараюсь понять и поддержать ребенка на перемене, на уроке. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что ему всегда придут на помощь, что его поддержат в трудную минуту, подбодрят в случае неудачи, и всегда порадуются его успехам!
Я – учитель!..
Стендовый материал
Муниципальный этап конкурса "Учитель года" - 2017
Региональный этап конкурса "Учитель года" - 2017
Из опыта работы
Мнемотехнология как средство формирования универсальных учебных действия на уроках химии
Целью данной работы является формирование УУД у обучающихся 8 – 11 классов на уроках химии посредством применения мнемотехнологии.
docx
28.24 KB